Очерк об участии в яхтенном ралли «Don’t Panic Ocean 2015″ (формат baby ARC)

  • 1

Очерк об участии в яхтенном ралли «Don’t Panic Ocean 2015″ (формат baby ARC)

IMG_5457

Маршрут Майорка – Картахена – Сеута – Мадейра – Ла Пальма.

17.10 – 31.11.2015

Принять участие в ралли я решила в течение нескольких часов, хотя до этого опыта длительных океанских переходов у меня не было.

Мгновенно нашлась лодка, Jeanneau SO 509 «Captain Spider» (Капитан-паук), и довольно быстро собралась команда, причем самая замечательная из всей моей капитанской жизни. Все было именно так, как будто процессом управляло Провидение.

«Я с тобой» — сказал Сергей.

«Я с тобой» — сказал Коля.

Остальные участники явились сами собой непонятно откуда.

Формат «Девушка — капитан и пять мужиков» оказался прекрасным маркетинговым ходом, хотя специально задуман не был.

Команда носила капитана на руках……

Но все-таки об всем по порядку.

IMG_5747

Конечно, SO 509 – прекрасный круизер, но не гоночная лодка. Разгоняется медленно, тяжелая, в слабые ветра вообще не ходит. Но других вариантов не было. One way чартер предлагают только две чартерные компании, и выбор лодок весьма ограничен.

Нам влепили самый большой гандикап, за размер, видимо. При том что грот на закрутке и маленький стакселечек. Генакер предлагали, но лодка не оборудована бушпритом, да и гандикап тогда был бы еще больше. Пришлось от генакера отказаться, о чем я потом не раз пожалела.

Процесс принятия лодки был весьма комичен. Видя, что лодка абсолютно новая, я ожидала от нее всяческих подвохов. Я убеждала чартерную избавить меня от мотора для динги, обещая 100 % потерять его в волнах. Чартерная же клялась что он 100% не отвалится. «Он нам нужен на Канарах!!!» В итоге они оказались правы, мотор не отвалился. Итак, лодка принята, каждая ванта общупана и обнюхана, кусачки для резки вант затребованы, спасплот изучен. На лодке отсутствует Windex, мы вешаем флаги и веревочки на ванты. Ни о каких колдунчиках на гроте мы и не мечтаем. Есть 4 шт на стакселе – и на том спасибо. С чувством выполненного долга представители чартерной собираются домой, забыв даже взять мою подпись на передаточном акте (так мы заморочили друг другу головы), я говорю «Ребята, сдувайте тузик!». УПС! А тузик алюминиевый!

Еще 15 минут уговоров и тузик заменяется на обычный).

La Lonja Marina

La Lonja Marina

16.10.15. В 23:40 мы вышли из марины La Lonja, в 00:01 пересекли стартовую линию.

В ралли принята довольно странная стартовая процедура.

Стартовой линией является створ входа /выхода из марины или порта. Места для маневрирования нет, как и пространства для постановки парусов.

Кроме того, подобно ARC, правила ралли разрешают использовать двигатель. Время включения и выключения двигателя должно быть записано в судовой журнал, равно как и координаты. Время использования двигателя рассчитывается с коэффициентом 220%. Конечно, все держится на честном слове, но, во-первых, соврать не даст команда, во-вторых, идиотов нет и всем примерно понятно, за какое время каждая лодка могла преодолеть маршрут.

Я не собираюсь утомлять читателей подробным описанием маршрута и быта нашей команды. Остановлюсь лишь на самых занимательных эпизодах.

Сначала немного о команде.

капитан, или ласково — капитана )

Хорошо когда в команде есть морозоустойчивые люди! они могут на снегу спать....

Хорошо когда в команде есть морозоустойчивые люди! они могут на снегу спать….

Сергей - незамерзающий и неунывающий вахтенный начальник

Сергей — незамерзающий и неунывающий вахтенный

Коля - душа компании. Художник, талант во всем - от настройки парусов до приготовления кофе. Всегда выбирал себе самые тяжелые ночные вахты......

Коля — душа компании. Художник, талант во всем — от настройки парусов до приготовления кофе. Всегда выбирал себе самые тяжелые ночные вахты……

Дима - мозг команды. Любит курить трубку и размышлять о жизни

Дима — мозг команды. Любит курить трубку и размышлять о жизни

IMG_5694

Андрей — человек с железной психикой и нервами, может спать в носовой каюте в условиях левитации

Олег - наш самый надежный рулевой. Когда лодка  в его руках, нам не страшны ни крен ни брочинги )

Олег — наш самый надежный рулевой. Когда лодка в его руках, нам не страшны ни крен ни брочинги )

Вахты были разделены на 4 + 4 (0800 – 1200, 1200-1600, 1600-2000, и т.д.), что было очень удобно и позволяло всем более-менее выспаться (когда это было возможно в условиях левитации). Некоторые члены команды отличились железной психикой и могли спать практически в любых условиях. Когда один раз ночью на пути от Мадейры до Ла Пальмы лодку швырнуло в брочинг не проснулся никто, даже капитан. «Брочинг» — подумала я, -Небось опять автопилот включили».

На пути от Майорки до Картахены раздуло до 20-25 kn, N, бакштаг, второй риф, зарифлен стаксель, холодный фронт, ливень, разошлись с water tanker, обсуждая с ним по рации кто же кому пересекает путь. Ждем завтрак.

18.10.15 16:23 – финиш, Картахена. Мы — первые, но нас пересчитывают по гандикапу и моточасам.

амфитеатр в Картахене

амфитеатр в Картахене

Как прекрасна Картахена! Рестораны! Тапасы! Супермаркет! Здание желдор вокзала!

Жаль мы не попали в морской музей, он закрылся прямо перед нашим носом.

желдорвокзал

Картахена, желдорвокзал

19.10.15.   19:00 старт из марины Cartagena. 20 kn NE. Завалталь, поворот фордевинд, смена вахты. Поворот фордевинд, ждем шквал, дождались, едем, едим, спим, вахты, финиш в Almeria de Mar. Ждем остальных участников, чтобы принять у них финиш. Готовим еду.

По пути вот такую красоту встретили. Но она нас испугалась и растаяла.
тучи1

Как обычно (у нас традиция) после финиша открываем бутылку шампанского. На ней надписываем название города, где состоялся финиш. Традиции команды – это все, нарушать их нельзя. Мальчики купаются голышом, я не подглядываю (сижу в кают-компании), заполняю журнал . Тут мне как раз звонит Виктор Мартышов : «Вы где финишировали?»; «В Almeria de mar»; «А финиш-то в Almerimar!». Черт!!!! Пацаны, вылезайте скорее, мы не там финишировали!!!

Вот смеху-то было!

IMG_5545

Первоначально финиш планировался в Сеуте. Но прогноз на следующий день был штилевой и организаторы ралли решили сократить дистанцию. Название марины было сообщено устно. Пока я шла до лодки после брифинга, в мозг мне успело попасть еще несколько разных сообщений, и все что осталось от названия финиша – Almeria. Туда и пришли)).

Потеряв не меньше двух часов (мы же еще ждали чтобы принять финиш у кого-то еще и взывали к народу по рации)))), уже на моторе мы летим в Almerimar. На горизонте видим лодку Виктора. Ставим паруса, и начинается захватывающий матч-рейс до финиша в Almerimar. Отнимаю руль у вахтенного, бейдевинд, открениваем.
Соперника мы догнали и обогнали, но по моточасам в общем зачете вышли третьи. Команда Миши Косолапова наблюдала наш матч-рейс с холма в Almerimar, говорят что было очень красиво.

В итоге в Сеуту мы шли вовсе не в режиме гонки, а в режиме отдыха.

После тяжелой ночи, когда нас мотало и швыряло (WNW, 16-21 kn, рваная волна), действительно наступило штилевое утро. Спасали MOBа, валяли дурака, поели наконец как люди, фоткались на фоне скалы Гибралтар как дети. Поставили рулить самого неопытного участника нашей экспедиции и умилялись как он уворачивается от танкеров.

 

22.10.15   15:02. Мы в Африке. Марина Hercules Seuta. С начала старта на Майорке прошли уже 560 nm.

Вот таким закатом встретила нас Африка….

IMG_5616

IMG_5621

IMG_5625

 

23.10.15. Вместо того, чтобы поехать в Марокко, и купить, например шампунь с аргановым маслом, и прочие полезные штуки, которыми славится Марокко, мы провели полдня в постирушках. Подготовка лодки, заправка топлива. Прогулка по городу, заза (обалденно вкусная вещь), ужин. Все.

Некоторые зарисовки из Сеуты……

Вы же помните, что пролив Гибралтар существует благодаря Геркулесу

Вы же помните, что пролив Гибралтар существует благодаря Геркулесу

 

IMG_5630

IMG_5632

заза - это нечто. Много фруктов, орехов, обалденное лакомство

Заза — это нечто. Много фруктов, орехов, обалденное лакомство

форт в Сеуте

форт в Сеуте

24.10.15. 07:15 – шкиперский брифинг, 08:00 – старт, как обычно створ порта.

Выходим в Гибралтар.

HW – 13:33.

Выходим HW – 5, необходимо пройти пролив до высокой воды, так как потом начинается встречное течение. Длина пролива около 30 миль, рассчитывали пройти его примерно за 5 часов. В итоге пролетели почти за три, как бешеная табуретка. Под парусами, бакштагом. ESE, 15-20 kn. Как раз была вахта моя и Андрея, и мы, руля по часу, вывезли лодку в Океан.

Нужно сказать, что ралли Сеута — Мадейра планировалось организаторами как «Трамвай Мадейра», это мы поняли. На брифинге всем четко были даны указания, как идти, каким курсом и маршрутом. Очевидно, это делалось из соображений безопасности, чтобы не терять друг друга из виду и в случае чего прийти на помощь.

Вначале мы так и шли, гуськом пересекая Гибралтар. Где-то около Torre de Gracia ветер кончился. Идти дальше означало окончательно закрыть себя от ветра. Однако идея заключалась в том, чтобы подняться как можно выше, чтобы потом бейдевиндом проехаться по краю циклона. Сложно сказать, какой из вариантов был более рискованный , но мы выбрали свой путь, ближе к генералке.

Отвалившись от компании, мы вскоре потеряли всех из виду, и на AIS тоже.

Мы получали прогноз ежедневно по спутниковому телефону, и ориентировались на полученные данные. Данные не всегда оправдывались. Вскоре мы попали в штиль и были вынуждены моторить почти всю ночь. А на СЗ полыхала гроза и шел каскад холодных фронтов…..

тучи в океане

 

тучи5

Океан показал нам самые разные свои лица.

Встретив нас нежно и ласково, как заблудших детей, он позволил в первую ночь нам прекрасно выспаться и набраться сил.

И вот уже ближе к полудню следующего дня наконец подуло, ESE, 10 kn. Давление упало на 3 hPa за 30 минут. Волна разогналась примерно до 2 метров, океанская, длинная, с которой так приятно скатываться, как с горочки. Так мы прекрасно ехали почти сутки, пока ветер не сменился на W, и началась рваная волна (стиральная доска), то есть для нас начался тот самый мордотык.

Мы спускались правым галсом все южнее и южнее, и я уже была готова принять решение идти прямиком на Канары, не заруливая на Мадейру. Потому что по Океану надо путешествовать туда, куда идти наиболее комфортно и безопасно, а не рубясь через волны и ветер!

капитан

26.10.15. Холодный фронт прилетел к нам с NW, и мы смогли наконец взять курс на Запад, на Мадейру, землю нашу обетованную.

Сколько раз нас поливало дождем, мы даже вспоминать не будем.

Как раз близилось полнолуние и по ночам моя подружка Луна весело освещала наш путь.

Опять началась океанская волна, только уже 4-5-метровая, закрывающая горизонт.

Ветер зашел на N, 15-20 kn, и наши мечты о ресторане и душе уже показались реальностью.

27.10.15 Утром ветер начал скисать до 10-12 kn, но волна по-прежнему была длинной, пологой и высокой. Рулить стало невозможно. Мы постоянно сбивались с курса. Вот тут-то я и приняла решение включить автопилот. Так в нашей команде появился Антонио).

Надо сказать, что идти с автопилотом – это значит полностью освободить вахту. Им остается только следить за курсом, подрегулировать паруса, ну, помокнуть в случае дождя. Антонио рулит, вахтенные балдеют. Сплошная расслабуха.

Океанские рассветы и закаты — это неисчерпаемая тема. Где еще можно увидеть столько неба вокруг, и такого разного? 

IMG_5690

IMG_5646

IMG_5648

28.10.15. Сначала на горизонте справа появился остров Porto Santo (Святой Порт), названный в честь того, что на нем однажды спаслась команда португальских мореплавателей.

порто санто

Левее – острова Desertas (Дикие).

И лишь потом мы увидели Наш Остров. Он был полностью покрыт неприветливыми темными тучами, так что было даже жутковато. Казалось, что он нас не ждет и вообще нам не рад.

мадейра

Уставшие, но счастливые

Уставшие, но счастливые

Финиш был обозначен в Марине Quinta do Lorde, на восточном перешейке острова.

Шикарное, нужно сказать, место, marina & resort & hotel.

За час до подхода связавшись с мариной, мы предупредили о нашем приходе. Нас ждали и это было очень приятно. Маринеро поинтересовался, издалека ли мы, оставил пароль от wifi, показал где душ и ресторан и исчез.

За кормой осталось 1277 миль.

до лорде

долорде

В ресторан мы вломились как будто не ели 100 дней.

Казалось что мальчики сейчас разнесут этот крошечный бар и растерзают бедную официантку. «Налей нам того, и этого, и вот этого тоже!». «Попробуй!» Передо мной стоят уже три рюмки – мадера, еще мадера и какой-то аперитив.

Надо сказать, что ощущения когда наконец приходишь на землю, да еще в условиях ралли, да еще первые – незабываемые. Мы были счастливы. Прекрасно отужинав, я уже не помню чем, но помню что было очень вкусно, не забывая про вино, а потом еще и дижестив, мы побрели на лодку. К тому времени начали подходить наши товарищи, слава Богу все живые, здоровые и без серьезных поломок. Матчасть цела, настроение боевое.

29.10.15. Один день на Мадейре ! Один! Что можно увидеть за один день? Оказывается можно съездить на экскурсию с русским гидом, быстренько проехаться по всем основным туристическим местам, перепробовать несколько разных сортов мадеры и пообедать в хостеле). Даже на супермаркет время осталось.

вид мадейры обалденный

на мадейре

мадейра1

мадейра облака

 

 

мадера

Далее начинается наверное самый захватывающий отрезок нашего путешествия.

На 24.00 назначен старт на Ла Пальму, последний участок ралли.

23:15 – шкиперский брифинг в марине. Старт как всегда – створ марины. Прогноз – не радует, сначала штиль потом холодный фронт с Севера.

Надо сказать, что организаторам ралли надо завязывать с этими стартами. Мало того, что это небезопасно, к тому же это очень неспортивно, на мой взгляд. Например, в мотоспорте принято отмерять старт через 1 мин. для каждого участника. Это делается именно из соображений безопасности, чтобы не устраивать свалку на стартовой линии.

Мы стоим ближе всех к выходу из марины и по логике выходить должны первыми.

Стоим лагом к понтону. К полуночи был отлив, вода низкая.

23:45 – в марине раздувает до 20kn, ветер для нас навальный.

23:55 – шпринги заведены, мы готовы выходить. Рация молчит (стартовая процедура отсчитывается по рации). 23:58 – рация молчит. Я хватаю ее и вижу что громкость выключена! Потому что кто-то своими ручками любит нажимать на кнопочки! «Четыре минуты до старта», — железный голос Виктора из рации. И что нам делать 4 минуты? Мы стоим под парами, шпринги на руках. Дотягиваем до двух минут, выносим нос на ветер и отходим. Черт, сейчас будет фальш-старт! Я сбавляю скорость и нос естественно сразу же сносит ветром. Лодку разворачивает и мы уже стоим носом сцепившись якорями с другой лодкой, выходившей за нами. Сдать назад они не могут, так как за ними уже выстроилась целая очередь…… Кое-как расцепившись, мы пулей вылетаем из марины кормой вперед. Решили что финишировать тоже будем кормой, не сделать ли это традицией…)

Ветер NW 20 kn, волна откуда-то сбоку, нас швыряет и мотает, бакштаг, держим курс на S.

Сначала все лодки идут в поле видимости друг друга, потом начинают постепенно теряться. Видимость – нулевая, кромешная тьма вокруг.

Слева от нас – лодка Виктора Мартышова, идет немного другим курсом.

Именно этой ночью нас швырнуло в брочинг.

Ребята поставили рулить Антонио, а он не справился!

Героически стоя свою тяжелую вахту, ребята ожидали еще порывов, зарифились по самое никуда, и слили сопернику 2,5 мили.

Обнаружив это досадное обстоятельство, нагнать такое расстояние мы уже не могли. Нам бы геную…… а у нас стакселечек, больше 7 узлов скорости при боковой волне выжать не можем.

Антонио уволен, рулим опять по очереди, по 30 минут. Дольше – тяжело.

Много кофе. Сварить его – целый подвиг, а умудриться налить в чашку и не облиться – это вообще нереально. Кофе мы варим по Колиному рецепту, с ромом и корицей. Океан океаном, а традиции нарушать нельзя!!!! И обед по расписанию! Гречка с тушенкой! Тяжело вегетарианцу было выжить в походе целые две недели, когда команда постоянно варит макароны и ест всякую гадость, вроде крабовых крахмальных палок.

«Лицом к лицу – лица не увидать

Большое видится на расстоянии

Когда кипит морская гладь –

корабль в плачевном состоянии…..»

«Но кто из нас на палубе большой

не падал, не блевал и не ругался….

Их мало — с опытной душой,

Кто твердым в качке оставался…»

К вечеру 30.10.15 нас начал догонять холодный фронт. Оборачиваться было жутко, такая туча неслась за нами.

Была как раз моя вахта, надо было сокращать расстояние и шли незарифленные.

При приближении фронта еле-еле успели зарифиться, и тут я увидела белый шквал.

По воде на меня неслась белая пена, а поверхность океана вскипела, как будто кто-то забыл выключить газовую плиту, и вот жидкость кипит, кипит, и сейчас выплеснется из кастрюли.

Анемометр показал 38 k n. Это был еще не шторм, 7 баллов по Бофорту, Near gale.

Ночь была тяжелой. Шквал пришел в 18:45 и до утра нас мотало и швыряло по полной программе. К утру начало стихать.

 

31.10.15. Запись в судовом журнале:

14:34. Осталось 20 миль до финиша!

Ресторан! Вино! Душ!

Земля!

все1

 

награждение

результаты

все4

*****

По итогам ралли с учетом всех пересчетов мы заняли второе место. По факту два раза приходили первыми, один раз вторыми, один раз – третьими.

После всех мытарств мы были вознаграждены прекрасным днем Круизного Яхтинга, столь любимого и почти забытого. Переход в круизном режиме на Тенерифе – 70 миль.

Вахты сделали короткие, по два часа. Да и особо не заморачивались с расписанием. Мягко светило солнце, лодочка весело подпрыгивала на небольшой волне. Реабилитировали Антонио, и он старался, как мог. Отдыхали, ели, пили, разговаривали!!! На Тенерифе мы обнаружили, что пришли в ЛЕТО. Что есть пляж и на нем можно загорать и даже купаться.

Рыбаков у нас на лодке не оказалось, да и слава Богу.

Видео-операторов — тоже , поэтому есть только фотографии.

В лог-буки я записала ребятам по 1670 миль.

Благодарю прекрасную команду настоящих мужчин и джентельменов за поддежку, участие и призовое место,

а организаторов ралли – яхтенное агентство АТЛАС и яхтенное сообщество FirstbyFirst – за идею, поддержку и организацию.

Ничего не бывает идеально, но есть к чему стремиться и что улучшать!

Мы готовы поддержать следующие безумные проекты!

Ваша,

Любовь Каминская

Sandra Sailing team

тенерифе

 

 

 

 

 

 


1 коментарий

Олег Мацнев

13.11.2015 at 3:35 пп

Впечатлен. Жаль мало пообщались, ну, в следующий раз. Молодцы, ничего не скажешь :-)