Греческие каникулы, часть II
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Остров Парос. Крушение надежд.
Мы неслись на Северо-Запад, к Наксосу, в бейдевинд. Как приятно ходить на яхте с человеком, которому не нужно ничего объяснять, и с которым понимаешь друг друга с полуслова.
При огибании Наксоса ветер кончился. У мельтеми был выходной.
С надеждами на решение наших технических проблем на еще дышащем моторе мы влетели в марину Науса.
В Лоции указан Харбормастер марины – Иоаннис, и его телефон. Я пробовала ему заранее позвонить, чтобы договориться о ремонте. Скорее всего он знает о технических возможностях, которые есть у местных, и может посоветовать куда обратиться. Телефон отключен. Тогда я отправила ему смску. Лоция новая, этого года, я купила ее на Родосе.
Поскольку это все-таки марина, я попыталась предварительно связаться по рации. Тишина.
При входе в марину видим машущего нам маринеро. Встаем на указанное нам место, на муринг! Через пять минут понимаем, что мы стоим на критической для нас глубине. Если в марину придет небольшая волна (а она придет обязательно, потому что с севера завтра опять начинает дуть мельтеми), то мы окажемся стоящими на киле. Вообще, я не понимаю с какой целью греки построили эту марину. Она расположена в наветренной части острова, открыта всем ветрам, лишь небольшой залив отделяет ее от моря. Но есть волнолом. Вот рядом с этим волноломом мы и присмотрели себе тепленькое местечко, с хорошей глубиной. Сейчас быстренько переставимся, думаем. Не тут-то было! Когда мы уже швартовались кормой на заветное место, вдруг на противоположной стороне марины появляется Мадам На Розовом Скутере. Свистит нам в свисток и кричит «Stop! Stop! Come here! Stop!». И показывает нам на место прямо у входа в марину рядом с большими яхтами. Как бы не так!!!! Швартуемся, не обращая на нее никакого внимания, встаем, Леша заводит муринг, я креплю швартовы, а Мадам На Розовом Скутере уже мчится к нам! Первое, что она делает, выкрикивая какие-то слова, — хватает веревку, к которой крепится муринг и тянет ее на себя. Таким образом Мадам пытается отнять у нас муринг, при этом создавая потенциально опасную ситуацию (мы можем намотать на винт эту веревку!). Она это прекрасно понимает. Увидев такое дело, я ставлю двигатель в нейтраль. Мы еще не закончили швартовку. Начинается страшный скандал. «Почему вы не слушаете Харбормастера? Я указала вам место, куда вставать! Я здесь за все отвечаю! Убирайтесь отсюда сию же секунду! Это место для лодок с килем 2,5 метра!». Бедные соседи, чартерная лодка с русским экипажем, замерли в шоке. Они тоже пришли самовольно за 10 минут до нас. Какие-то дети с удочками, вытаращились на явно знакомую им тетю, которая наверное подкармливает их конфетами. Примерно в 10-метрах от нас, боясь подойти ближе, топчутся два маринеро (один из них нас поставил на предыдущее место). Дождавшись, когда Мадам закончит свою тираду, я выхожу к ней со свидетельством о регистрации яхты, в котором указана наша осадка – 2,5 метра. Объясняю ей, что во-первых, в Лоции указан Харбормастер Иоаннис, которого мы ожидали увидеть. Во-вторых, нас изначально вон тот чувак поставил на плохое место, не спросив нашей осадки. В третьих, если она настаивает, мы отсюда уйдем, но у нас аварийная ситуация с двигателем и он может отказать вот прямо здесь посреди марины. «Ладно, стойте. Извините за швартовщика, он должен был сначала спросить вашу осадку». Занавес. По некоторым выдвинутым версиям, возможно она берегла это место «для своих».
Хороший скандал можно запить только хорошим коньяком.
А дальше……. Вообще-то мы прибыли сюда в надежде починить движок.
Обращаться к Мадам не хотелось, и я пошла к CoastGuard.
Хорошо быть девушкой в розовом пальто…….. о чем это я. Да, он вник, что у дамочки проблема с двигателем. Очень быстро по какому-то справочнику набрал номер, и вызвал специалиста, который должен был посетить нас завтра в 10 утра.
Ровно в 10 утра к нам на лодку явился человек в спец-комбинезоне, «технишен», как он представился. Выслушав меня, потом заглянув в двигатель, он вылез, снял перчатки, и сделал круглые глаза. «Я технишен. Я могу вам долить масло, поменять натяжной ремень или импеллер. А вам нужен Энджин спешиалист!»
«Спасибо дружище, ты нам очень помог. Помоги найти энджин спешиалист!».
«Это не моя работа. Вот вам два телефона, звоните по ним сами».
Ни по одному из телефонов дозвониться невозможно. Честно говоря, я уже приуныла. Как вдруг человек, которому я звоню, сам является ко мне на лодку. Да не один, а еще и с коллегой.
Они долго смотрят и тыкают в место течи. Просят включить и выключить двигатель, погазовать. И выдают мне вердикт: «Мы, конечно, можем сейчас все это разобрать. Но без гарантии, что соберем обратно. Поскольку крышка у теплообменника заржавела, возможно мы не сможем ее прикрутить обратно. Тогда вам придется заказывать новый теплообменник, в Афинах. А это минимум неделя. Вы готовы ждать неделю, мэм?».
У меня начинают аж мурашки идти по спине от перспективы провести в этой марине еще неделю. Кроме того, нам нужно воссоединиться с другой половиной команды, которая уже прилетела в Афины.
Фактически, ситуация зашла в тупик.
На каждом предыдущем острове меня отправляли на следующий, ближе к цивилизации. А теперь отправляют в центр их цивилизации – в Афины.
Да черт с вами! И с двигателем, и с этой лодкой, гори оно все синим пламенем! Как-то дошли сюда, дойдем с горем пополам и дальше!
И мы поехали кататься по острову на арендованном авто.
Нужно сказать, что Парос принципиально отличается от предыдущих островов Додеканеса и Киклад. Прежде всего своей курортной составляющей и массой туристов. Я, конечно, люблю более дикие и безлюдные острова.
Парос отделяет от Наксоса небольшой пролив, тянущийся с Севера на Юг. В этом проливе постоянно дует северный ветер и есть постоянное течение скоростью 2-3 узла, поэтому проходить его рекомендуется только с севера на юг.
На берегах Пароса оборудовано огромное количество песчаных пляжей, с бич-клабами, барами и ресторанами.
Мы объехали почти весь остров.
Пройдя почти весь парк, именуемый «Парк бабочек», мы не встретили ни одного насекомого и уже решили, что это «развод» для туристов. Оказалось, что все бабочки живут в одном углу парка. Правда, бабочки все одной породы. Вот эти маленькие черные спинки – и есть бабочки. Если потревожить ветку, на которой они сидят, они превращаются в огромный кишаший рой насекомых с оранжевыми крылышками.
Страшно себе представить, что все эти крылатые красавицы скоро превратятся в зеленых гусениц, поедающих листья…….
Основной порт острова и его столица Парикия, построенный на месте древнего города Парос, не впечатлил меня, хоть и является одним из наиболее популярных и оживленных мест острова.
Когда-то давно, еще в 7-м веке до нашей эры, благодаря торговле мрамором, который добывали на этом острове, Парос был сильным военно-морским портом.
На скале у моря находятся развалины древнего замка, построенного почти целиком из мрамора.
Византийская церковь Богородицы стовратной (или церковь Панагии о ста вратах) — древнейший христианский храм на территории Греции, место паломничества.
Мне было гораздо уютнее в Наусе, городе, рядом с которым располагалась марина Науса.
Он выстроен в виде маленького городка с узенькими витиеватыми улочками. Рядом расположен хорошо сохранившийся венецианский форт.
А еще… в 1770-1775 годах Науса являлась центром военно-морской базы русского флота Первой Архипелагской экспедиции графа Алексея Орлова.
Немного из истории
Впервые эскадра графа Орлова в составе кораблей «Три Иерарха», «Ростислав», «Родос», «Гром», «Слава», «Победа» и «Святой Павел» прибыла к острову Парос 15 октября 1770 года. К 4 декабря на Паросе собрались почти все суда Архипелагской эскадры. Было принято решение основать русскую военно-морскую базу.
Бухта Науса была укреплена, на её левом берегу были построены два редута на 9 и 8 30- и 24-фунтовых пушек. На островке у входа в бухту расположили 10-орудийную батарею. В Наусе было возведено здание Адмиралтейства и создана верфь для ремонта всех типов кораблей Архипелагского флота. Также на верфи строились малые парусные и гребные суда. В городе возводились каменные дома для руководства флота, общественные здания, проведён водопровод. Местное население в количестве 5 тыс. человек — этнических греков положительно относилось к русскому присутствию. Во всяком случае так написано в исторических справочниках…..
К началу 1771 года 27 населённых островов Эгейского моря были заняты русскими. На островах учреждалась местная греческая администрация, подчинённая русским властям в Наусе. Помимо создания на островах укреплённых баз, русские власти много внимания уделяли улучшению жизни местного населения. Так, на соседнем острове Наксия (сейчас Наксос) была учреждена греческая гимназия для жителей островов, учащиеся которой во время ликвидации колонии были вывезены в Петербург.
В результате заключения в 1774 году между Россией и Османской Империей Кючук-Кайнарджийского мира, Россия постепенно вывела свои войска из Архипелага Киклады. То есть фактически Россия сдала свою подконтрольную часть Греции Османской империи……..
Милый Милос
Основная гавань острова – порт Адамас, куда мы и направили свою пирогу. То есть лодку.
За что я люблю Фейсбук – так это за то, что когда ты бросаешь якорь в незнакомом порту, а на лодке вас всего двое, и один занят вытравливанием якорной конструкции из веревки и цепи, а второй пытается ровненько встать к пирсу, сдуваемый ветром, как вдруг на пирсе у тебя принимает швартовы знакомый из Фейсбука, яхта которого оказывается пришвартованной рядом. Володя на яхте “IVA” очень удачно и вовремя оказался в нужном месте, когда мы заходили на посадку.
На Милосе наконец наша команда полностью воссоединилась, и на лодке появился детский смех!
Именно на Милосе в 1820 году была найдена статуя Богини любви Афродиты из белого мрамора, Венеры Милосской.
В то время был бум на древности, и французский моряк Оливье Вутье копался на развалинах древнего амфитеатра, когда наткнулся на превосходно сохранившуюся скульптуру Афродиты. Руки у нее тогда еще были целы.
По официальной информации, французы отправились в Стамбул, чтобы получить разрешение на вывоз находки во Францию. Скорее всего это официальное прикрытие реальной кражи. При этом статую у французов пытались украсть русские моряки. Якобы капитану русского судна заплатил турецкий чиновник за то, чтобы тот перевез статую в Стамбул.
После тяжёлых переговоров французы всё-таки добились выкупа статуи. Позже турецкие власти, взбешённые тем, что такая ценная находка ушла от них, приказали подвергнуть наиболее влиятельных жителей острова Милос публичной порке.
Руки у Афродиты были утрачены в момент конфликта между французами и турками, стремившимися не допустить вывоза статуи за пределы империи. В итоге французам все-таки досталась Афродита, но без рук.
Кстати, мрамор, из которого изготовлена Афродита, был добыт на острове Парос.
Милос – необычайно интересный остров.
Во-первых, на нем есть действующий вулкан. Остров образовался в результате извержения, а бухта острова представляет собой жерло потухшего вулкана.
Во-вторых, на острове очень необыкновенная и живописная столица, Плака, расположенная на скале у входа в залив на высоте 200 метров. В Плаку нельзя попасть на автомобиле, так как дорога очень узкая, только на мопеде или велосипеде.
Недалеко от Плаки находится античный город Мелос (на развалинах амфитеатра которого и была найдена статуя Афродиты).
Катакомбы и пещеры – куда ни посмотри, Милос весь дышит историей.
На северо-востоке острова находится один из самых известных греческих пляжей – Саракинико.
Пляж Саракинико известен своими белоснежными горами и скалами вулканического происхождения, образующими небольшую бухту. Берег часто сравнивают с поверхностью Луны, отчего Саракинико иногда называют Лунной бухтой.
Пляж получил название от Саракинских пиратов, часто «оседавших» на берегах Милоса.
Объехав почти все места, куда можно было добраться на малолитражке, у нас осталась только одна неизведанная достопримечательность — гроты Клефтико. Клефтико являются визитной карточкой острова Милос, они пестрят во всех путеводителях и рекламных проспектах. Добраться до них можно только по морю.
Вот так они выглядят на рекламной фотографии.
А вот так — в действительности…..
На Милосе мы смогли как-то починить водонагреватель.
Своими золотыми руками Леша соорудил временную конструкцию из более-менее пригодного фитинга, который мы смогли купить, объехав несколько магазинов, взамен того, который треснул.
Во время всего путешествия мне приходилось постоянно решать ребусы и задачки. Заданной величиной было время, купленные авиабилеты в Москву (с Коса) и договоренность с хозяином лодки пригнать ее на Кос. Переменной величиной была погода и маршрут на следующие дни. И вот в начале последней недели нашего путешествия официальный греческий прогноз выглядел вот так:
Нужно было принимать решение, что вообще делать.
Хотя и решать-то собственно было нечего, за меня все решила природа. То есть Кипрский циклон, хвост которого мы наблюдаем на этих фотографиях.
Мы находимся на Милосе, и на следующий день (понедельник 04 июля), на него должно прийти 30-35 узлов с Севера. И так всю неделю, где-то до пятницы. Поэтому другого выхода кроме как валить на запад – нет. То есть на Северо-запад. Что мы и сделали. С идеей добраться до Коса пришлось расстаться.
Мои юные отважные хомячки! Первый раз на яхте, и их ждал переход почти в 80 миль.
80 миль – потому что мы заходили посмотреть на гроты Клефтико!!!!! И искупаться там. А это приличный крюк.
Правда, переход был более-менее спокойный, потому что от хвоста циклона мы убежали. А ближе к Пелопоннесу ветер вообще кончился.
Уже на закате мы подошли к скалистым берегам Гидры – это был первый остров на нашем пути. Фактически за один день мы пересекли Миртойское море – «море древних», одно из самых загадочных морей нашей планеты.
В современном мире географического термина “Миртойское море” не существует. Чаще всего его вообще не обозначают на картах. Располагается оно между полуостровом Пелопоннес и Кикладами.
Но Миртойское море известно с древности. Древние греки называли так водное пространство, которое окружало остров Миртос. Сейчас считается, что самая дальняя его протяженность была от Эвбеи до восточной части Лаконии. По одной из легенд о происхождении названия, море было названо в честь некой женщины, носящей имя Мирто.
Так вот мы его перешли, с маленьким ангелом на борту, жующим бутерброды с колбасой.
Поскольку переход утомил всех, мы решили, что надо где-то бросать якорь.
Якорная стоянка под скалистыми берегами Гидры
Юго-Восточная часть Гидры абсолютно безлюдна, представляет собой только скалы и несколько подветренных бухт. Не сразу, но нам все же удалось найти подходящую бухту, которая согласилась приютить нас на ночь. Мы несколько раз заводили якорь – он не брал, потому что дно илистое, и якорь ползет. Наконец, встали.
Собираясь отдохнуть и поужинать, мы получили сюрприз, которого никак не ожидали. Временная конструкция на проточном водонагревателе, которую установили на месте треснувшего фланца, не выдержала давления и сорвалась.
Пока мы шли, под моей койкой (где установлен водонагреватель), бил фонтан горячей воды. Это все было бы ерундой, если бы полный бак пресной воды не вытек через водонагреватель под койку, а отттуда – в пайолы. Наконец-то мы разобрались, откуда в пайолах постоянно образуется пресная вода! Водонагреватель — проточный, и каждое включение помпы (насоса, подающего воду в краны) приводило к утечке воды. А теперь, когда деталь совсем сорвало – мы были вынуждены отключить помпу и остаться без пресной воды вообще.
Кроме того, наши запасы питьевой воды были также ограничены.
Какие могут быть проблемы с водой, если вокруг – чистейшее море, и морскую воду вполне можно использовать в бытовых целях! Правда, она не мылится…….
Сумерки сгустились, и в бухту зашла южная звездная ночь. Она была настолько красива, что было бы глупо думать о каких-то бытовых проблемах. Скалы, лодка, звездное небо, освещающее Млечный Путь — и больше ничего вокруг. Есть такая программка в iPhone, распознающая созвездия. Наводишь на созвездие телефон и получаешь полную информацию. Так вот я ее недавно стерла, так как не хватало памяти. Поэтому, все, что осталось двоечнику-звездочету – это только распознать Большую и Малую Медведицы. Ну и Плеяды, конечно.
Поскольку моя койка все равно промокла насквозь, я устроила себе уютное гнездышко в кокпите. Часов до 4-х утра я несла вахту, постоянно ставя будильник и проверяя, как далеко мы от скал и глубину по приборам. Якорь не держал! Мы стояли только за счет веса якорной цепи и отсутствия ветра.
Рано утром меня сменил Леша, и волшебный рассвет в бухте я пропустила….
У меня был план — уйти рано утром и побыстрее прийти в цивилизацию, на Порос. Но все потихоньку проснулись, потянулись, потом полезли купаться, потом завтракать, и нам было так хорошо, что конечно же, никто не ожидал резкой смены ветра.
Любая якорная стоянка является безопасным райским местом до того момента, пока не сменится ветер, и приветливая бухта становится потенциально опасной.
Прогноз у меня был и я знала, что ветер сменится в 10 утра.
И он сменился ровно в 10 утра, будь неладен Predict Wind, который обычно врет, но на этот раз почему-то предсказал правду.
В 10 утра бухта дала понять, что нам здесь больше не рады. Очевидно, мы потревожили местных русалок….
Расстояние до скал стало сокращаться на глазах. Глубина – была 10-11 метров, сейчас – около шести. Мы выбираем веревку, потом заводим цепь на лебедку, с нервами и криками конечно, потому что ветер уже почти впечатывает нас в скалы. Слава Богу, ушли.
Обогнув южную оконечность Гидры, мы сразу же получили 25 узлов Мордевинда.
Полавировавшись часа три, мы нырнули под прикрытие острова Порос.
Остров Посейдона
Если честно, про сам остров Порос я вообще ничего не поняла. Мы пытались арендовать там машину, но нам сказали, что все прокатные конторы – только на Пелопоннесе. Остров практически весь безлюдный и скалистый, но тем не менее такси не нем есть. Мы сьездили в Монастырь Живоносного Источника на горе, и на какой-то модный пляж. Как и другие острова Саронического залива, Порос имеет богатейшую историю. В античности он назывался Калаврия и был островом Посейдона (сейчас посреди острова есть развалины храма Посейдона). А в 19 веке на нем располагалась русская военно-морская база.
Нужно сказать, что на Поросе мы заняли козырное местечко, и уходить оттуда совершенно не хотелось.
Порос отделяет от Пелопоннеса узкий пролив длиной в полмили, очень мелководный. Водное такси каждые полчаса перевозят желающих с одного берега на другой.
Не раздумывая долго, мы отправились в поисках приключений на Пелопоннес.
Полуостров Пелопоннес
Каждый кусочек земли Пелопоннеса дышит историей и легендами. Цивилизации здесь неоднократно сменяли друг друга. Первые поселения более 100 000 лет назад, полумифическая Микенская цивилизация в 1600 — 1100 гг до нашей эры, наконец Древняя Греция, история которой будто была написана здесь.
Пелопоннес — родина настоящих мужчин. Здесь родился самый знаменитый сын Зевса — Геракл, прославившийся своими подвигами.
Царь Агамемнон, возглавивший войска ахейцев в Троянской войне, также правил на Пелопоннесе.
Спартанский царь Леонид, остановивший со своими 300 спартанцами огромное войско персов — это также герой Пелопоннеса.
Мифический город Микены, Спарта и ее спартанцы, Олимпия и первые олимпиады — названия городов Пелопоннеса говорят сами за себя.
Название самого полуострова произошло от имени правителя Древней Олимпии — Пелопса. Олимпиады проводились каждые четыре года, начиная с 776 г до нашей эры. В это время прекращались все войны и распри, чтобы спортсмены могли спокойно добраться до Олимпии и поучаствовать в соревнованиях.
Я была на Пелопоннесе много раз, но почему-то только сейчас, в сравнении с каменистыми и пустынными Кикладами и Спорадами, я осознала, что именно здесь – был центр древней цивилизации, и не случайно. Полуостров закрыт от господствующих ветров, земля плодородна, много растительности и зелени.
Настоящим же открытием именно этой поездки по Пелопоннесу для меня был город Напфлеон.
Нафплион — совершенно уникальное сочетание Италии и Греции в самом сердце Пелопоннеса.
Город был основан Навплием — сыном Посейдона. Благодаря своему стратегическому расположению, Нафплион являлcя лакомым кусочком Средиземноморья и был неоднократно завоеван венецианцами и турками. О бурном военном прошлом свидетельствуют знаменитые крепости города — Паламиди и Бурдзи.
Венецианцы оставили после себя наиболее яркий след. Такое ощущение, что находишься где-то в Хорватии, в бывшей Венецианской Республике.
Нафплион был первой столицей независимой Греции, освобожденной в 1828 году спустя 400 лет турецкого владычества.
Сначала Бурдзи служил в качестве крепости. Потом был резиденцией палача для осужденных, томящихся в крепости Паламиди . В 20-м веке в нем разместили гостиницу. Ну, а сейчас он служит декорацией для гала-концертов.
Венецианская Крепость Паламиди возвышается над городом. Чтобы добраться до самого верха, и насладиться прекрасным видом на город, нужно подняться по 999 каменным ступеням. Или доехать на машине, что мы и сделали.
И тем не менее, мои греческие каникулы подходили к концу.
Мы договорились с хозяином лодки, что доставим ее в Лаврион, чтобы оставить на муринге. Обратные билеты мы поменяли на Афины. Я больше никогда не буду покупать обратных билетов – при таких путешествиях это просто несерьезно.
Ах, да! Водонагреватель! Мы починили его в первый же день, когда пришли на Порос. В “почти цивилизации” в Nautic store удалось купить «родную» запчасть!
По дороге в Лаврион мы словили попутный ветер и, конечно же, поставили спиннакер.
Лаврион, однако, оказался страшной помойкой. Несколько лет назад этот город был центром, через который переправляли беженцев из Турции в Европу. Мы удрали оттуда сразу же – оставлять там лодку было бы небезопасно.
Мы оставили лодку в Olympic Marina, построенной специально для греческой олимпиады в 2011 году. Марина шикарная и дорогая! Хозяин приехал за лодкой уже на следующий день.
Я благодарю всех участников нашего путешествия, разделивших со мной радости и сложности, Парусную Академию и лодку Take Wind — за возможность получить бесценный опыт, который не получишь на чартерной яхте, а Грецию — за гостеприимный народ, щедрость и красоту…..
Ваша,
Sandra Sailing