Морская болезнь, причины, симптомы, лечение
Что такое морская болезнь?
Укачивание — особое болезненное состояние, возникающее у некоторых лиц при качке на корабле или самолете, а также при езде на автомобильном и железнодорожном транспорте, главным образом вследствие воздействия на организм механических раздражителей, связанных с перемещениями корабля, самолета, автомобиля и т. д.
Некоторые авторы называют это состояние просто укачиванием, или болезнью движения.
Каковы причины возникновения морской болезни?
Наиболее часто и полно клиническая картина укачивания бывает выражена на море, особенно когда водная поверхность неспокойна. Укачивание на море в первую очередь связано с качкой корабля и воздействием на человека прямолинейных и угловых ускорений. Другими факторами, способствующими развитию симптомокомплекса морской болезни, являются повышение реактивности организма, неустойчивость эмоциональной сферы, а также лабильность вегетативного отдела центральной нервной системы. Еще Плутарх отмечал отсутствие укачивания у детей в первые годы жизни. Подтверждением большого значения состояния психики при повышении реактивности организма являются случаи, когда клиническая картина морской болезни возникает при виде волнующегося моря с палубы корабля, или только при воспоминании об испытанных в прошлом болезненных ощущениях при передвижениях на корабле, самолете, автомобиле. Наряду с этим можно привести немало случаев, когда моряки, подверженные укачиванию, в условиях напряженной боевой деятельности корабля не страдали морской болезнью даже в штормовую погоду.
Морская болезнь чаще наблюдается среди лиц молодого возраста. Только 1/3 молодых моряков в возрасте 18-25 лет не страдает от укачивания. Моряки более старшего возраста и особенно лица, часто отправляющиеся в длительные морские походы, в неблагоприятных метеорологических условиях укачиваются значительно реже.
Развитие морской болезни зависит и от некоторых других факторов. Так, среди моряков, живущих в помещениях, расположенных в носовой части корабля, морская болезнь наблюдается чаще, чем у матросов и пассажиров, размещенных в кормовых отсеках. Вот почему опытные моряки всегда стараются получить места в каютах кормовой части корабля.
Не менее важными факторами, способствующими укачиванию, являются недостаточная вентиляция закрытых и тесных помещений, высокая температура и повышенная влажность воздуха, а так же сотрясения корабля. Морская болезнь возникает реже и переносится легче на открытом воздухе, когда имеется возможность наблюдать окружающую водную поверхность и линию горизонта.
Около 67% личного состава, списанного с кораблей на берег из-за морской болезни, составляют матросы и старшины электромеханической части, у мотористов укачивание встречается в два с лишним раза чаще, чем у боцманов. По другим данным, вообще только 3% людей не подвержены укачиванию, а все остальные в какой-то мере страдают морской болезнью.
Среди других факторов, способствующих появлению морской болезни, следует указать на различные запахи: табака, отработанного машинного масла, лаков, дыма, приготовленной пищи и др. Все эти запахи раздражают обонятельный анализатор и усиливают симптомы укачивания, делают их более тягостными.
Имеет значение качество и количество пищи: обильная, особенно жирная и сладкая пища, а также злоупотребление спиртными напитками путем воздействия на вкусовые рецепторы и интерорецепторы желудка способствуют проявлению симптомокомплекса укачивания.
Итак, целый ряд самых разнообразных факторов благоприятствует укачиванию, но, как мы указывали выше, основное значение в развитии морской болезни имеет качка корабля.
Различают три вида качки корабля: вертикальную — при погружении корабля вниз и подъеме кверху, бортовую — около продольной оси и килевую качку — около поперечной оси.
Бортовая качка увеличивается во время дрейфа и при положении корабля лагом (параллельно к волне), крен при этом может достигать 20-30° и наиболее значителен вблизи миделя (центра пересечения всех осей качания корабля). Килевая качка наиболее выражена, когда корабль идет навстречу волне.
Наибольший размах килевой качки бывает на оконечностях корабля и, особенно в носовой части его. При этом дифферент — угол продольного наклонения судна, вызывающий разность в осадках носа и кормы, может достигать 7-9°. При бортовой и килевой качках на человека воздействуют угловые и прямолинейные ускорения, немного превышающие пороговые физиологические раздражители.
Несколько слов о качке на так называемой мертвой зыби. Зыбь — волнение моря без ветра, достигающее иногда крупных размеров, наблюдается или после продолжительного ветра, когда море еще не успокоилось, или перед ветром, когда последний с силой дует по соседству и гонит перед собой волну. При этом амплитуда движения волн в вертикальной плоскости может достигать нескольких метров.
При вертикальной качке, которая более выражена на носу и корме, на человека воздействуют прямолинейные ускорения, которые в десятки раз превышают пороговые физиологические раздражители.
Прямолинейные, главным образом вертикальные, перемещения корабля нередко являются основной причиной развития морской болезни. На крупных кораблях движение судна по вертикали почти не ощущается, зато бывают значительными угловые перемещения, наблюдаемые при бортовой и килевой качках.
В развитии морской болезни наряду с видом качки не меньшее значение имеет и ее характер. Качка может быть медленной (плавной) или, наоборот, быстрой (стремительной). Особенно плохо переносится стремительная качка на кораблях небольшого тоннажа с малым естественным периодом (промежуток времени, в течение которого корабль перемещается из одного крайнего положения в другое и обратно).
Каждый корабль имеет свой, присущий только ему, естественный период качки. Величина этого периода зависит от длины, ширины, углубления корабля, а так же от конструктивных особенностей. Во время сильного волнения моря укачиванию способствуют также вынужденные колебания корабля, зависящие от величины волн, которые могут достигать 400 м. в длину и 11 м в высоту.
Как возникает морская болезнь?
Во время качки у человека прежде всего вследствие воздействия прямолинейных и угловых ускорений, связанных с перемещением тела, возникает ряд ответных соматовегетативных реакций, которые и определяют основные проявления морской болезни. Местом приложения этих раздражений в первую очередь является вестибулярный аппарат, отолиты и полукружные каналы которого с помощью рецепторов вестибулярного нерва, расположенных в преддверии внутреннего уха, осуществляют связь периферических органов-анализаторов с центральной нервной системой.
Основание этих клеток, обращенное к стенке ампулы, вступает в связь с волокнами вестибулярного нерва, а волоски этих клеток «купаются» в эндолимфе ампулы. При передвижении головы (полукружных каналов) токи эндолимфы являются раздражителями для клеток с волосками. Возникающие при этом импульсы передаются по вестибулярному нерву в центральную нервную систему.
При вращении тела вокруг какой-либо оси эндолимфа полукружных каналов приходит в движение и раздражает их эпителиальные клетки с волосками. Движение эндолимфы по направлению к ампуле создает состояние повышенной возбудимости ее рецепторов, которое по волокнам вестибулярного нерва передается его ядрам и тем аппаратам, которые с ним связаны. В результате возникает ряд рефлекторных, так называемых вестибулярных соматических реакций, назначение которых заключается в ликвидации или снижении пассивного перемещения тела при воздействии на него внешних сил.
Наряду с приспособительными (ответными) соматическими рефлексами при раздражении вестибулярного аппарата может возникать большое количество висцеральных реакций, проявляющихся расширением зрачков, побледнением лица, изменением частоты пульса, тошнотой, рвотой и пр. Все это обусловлено тем, что при возбуждении вестибулярного аппарата импульсы передаются как на соматические, так и на висцеральные центры головного мозга. Головокружение, часто наблюдаемое при раздражении вестибулярного аппарата, по-видимому, обусловлено распространением возбуждения на корковые вестибулярные центры.
О роли вестибулярного аппарата в возникновении укачивания говорит тот факт, что глухонемые с недоразвитым лабиринтом редко страдают морской или воздушной болезнью. Малочувствительны к укачиванию дети (от грудного до 4-летнего возраста).
Оптическая фиксация взглядом неподвижной точки горизонта, отдаленных волн и облаков уменьшает укачивание, тогда как большая часть поля зрения, занятая движущимися предметами, усиливает длительное головокружение. Иначе говоря, потеря зрительного контакта со статическими точками способствует укачиванию. Вот почему слепые более подвержены морской болезни.
Каковы симптомы морской болезни?
Укачивание на море переносится по-разному. Описано более 20 различных симптомов укачивания. Одни торопливо ходят по наветренной стороне корабля, испытывая чувство тревоги и страха, другие лежат на койках, они апатичны и безразличны к окружающей их обстановке.
Появляется головокружение, диплопия, головная боль, зябкость, расширение зрачков, иногда спутанное сознание и другие мозговые симптомы. Извращаются вкус и аппетит. Нередко присоединяются расстройства функции кишечника: запоры, реже жидкий стул. Развивается общая слабость, появляется слюнотечение, нарастающая тошнота. Кожа лица становится бледной и покрывается холодным липким потом. Иногда наблюдаются различные расстройства сердечного ритма. Артериальное давление снижается. Больной дышит часто, глубоко и неритмично. Начинается рвота. В рвотных массах имеется примесь желчи, вязкой слизи, иногда кровь. После рвоты наступает кратковременное облегчение.
Субъективные ощущения больных крайне тягостны. Это состояние как нельзя лучше определяется старым изречением: «В начале морской болезни боятся умереть, а если она затягивается, то желают умереть».
По выраженности и разнообразию клинических симптомов некоторые авторы предлагают различать три степени проявления этого болезненного состояния. Однако все это очень условно.
Первая степень (легкая по своему течению) в основном проявляется головокружением, тошнотой и слюнотечением.
Вторая (средней тяжести) и третья степень укачивания. Тяжелое течение характеризуются наряду с указанными симптомами нарушением деятельности сердечно-сосудистой системы, которое проявляется различными расстройствами сердечного ритма, падением уровня артериального давления и бледностью кожи. Мучительная рвота, холодный липкий пот и резкие нарушения в эмоциональной сфере, пожалуй, полностью характеризуют тяжесть проявления и течения морской болезни.
Различают также три формы проявления морской болезни: астеническую, ажитированную и смешанную.
Чаще всего наблюдается астеническая форма укачивания. Проявляется она резким угнетением эмоциональной сферы, психической подавленностью, заторможенностью и сочетается с различной степенью выраженности вегетосоматических реакций со стороны разных систем организма.
Другой вид проявления морской болезни — ажитированная форма укачивания, характеризующаяся чрезмерной неустойчивостью эмоциональной сферы: излишней разговорчивостью, немотивированным смехом, «театральностью» позы, речи и пр. Кроме того, при этой форме часто наблюдается неоправданная обстановкой подвижность.
Смешанная форма укачивания характеризуется сменой эмоционального состояния, когда вслед за эректильной фазой быстро наступает астеническое состояние.
С прекращением качки все симптомы морской болезни исчезают, однако некоторые «укачавшиеся» лица продолжают чувствовать себя больными. В течение нескольких часов и даже дней они находятся в прострации, испытывая общую слабость, головную боль, головокружение, тошноту и ряд других болезненных ощущений.
Общее переутомление, повышенная чувствительность вестибулярного аппарата к ускорениям и некоторые болезненные состояния (хронические гастриты, желчнокаменная болезнь, камни почек, сердечно-сосудистые неврозы, а также различные функциональные и органические заболевания центральной нервной системы) особенно предрасполагают к укачиванию.
Самые незначительные ускорения могут вызывать раздражение рецептивных полей больного органа с низким порогом возбуждения, в результате чего возникает бурная, разлитая, ответная вегетосоматическая реакция организма на морскую качку.
Какие меры профилактики морской болезни существуют?
Лица, поступающие на морскую службу (плавсостав), должны подвергаться медицинскому обследованию для отбора менее страдающих от укачивания.
Коллективная профилактика экипажей кораблей, коммерческих и пассажирских судов в основном складывается из санитарно-гигиенических мероприятий, систематической физической подготовки и закаливания, а также проведения специальных (физических) тренировочных занятий.
Во время волнения на море необходимо усиленно проветривать жилые и служебные помещения корабля (судна).
Рекомендуется систематически заниматься физкультурой, выполняя ряд специальных гимнастических упражнений, включающих движения головы и туловища с ускорениями.
Такими тренировочными упражнениями обеспечивается повышение сопротивляемости к возникновению морской болезни путем развития устойчивости вестибулярного анализатора к действиям специфических раздражителей.
Комплекс упражнений, рекомендуемых на корабле, с целью профилактики морской болезни
- Повороты головы направо и налево на месте и в движении — 10 раз.
- Повороты корпуса тела на месте в пределах 45-180° — 10 раз.
- Наклоны головы вперед и назад на месте и в движении — 10 раз.
- Наклон туловища вперед и разгибание назад на месте и на ходу- 5-10 раз.
- Наклоны головы в стороны на месте и в движении — 10 раз.
- Наклоны туловища в стороны на месте и в движении (руки в замке над головой) -5-10 раз.
- Наклон туловища под прямым углом и вращение в одну сторону- 10 раз, затем остановка, выпрямление туловища и ходьба по прямой на расстоянии 3-5 м (активная отолитовая реакция).
- Прыжки на носках 40-50 раз за 30 секунд. Бег и ходьба на месте. Прыжки на месте с поворотом на 180-360° -5-10 раз.
Специальные упражнения в учебно-гимнастическом зале
- Переворот боком («колесо») в обе стороны -6 раз.
- Кюльбюты и кувыркание вперед и назад — 6 раз.
- Стойка на руках (у стенки или с помощью товарища) -3 раза.
- Обороты на перекладине завесой вперед и назад, а также верхом вперед или назад -6-8 раз.
- Упражнения на параллельных брусьях: перевороты, стойка на плечах, подъем разгибом из размахивания.
- Кружение в обе стороны на вертикальном канате или на кольцах с закручиванием веревки.
- Передвижение по бревну для тренировки равновесия.
- Качание на двубрусковых качелях Хилова в течение 15 минут.
Физическая подготовка и закаливание экипажа предохраняют в определенных условиях личный состав от укачивания, хотя попытки достичь надежного привыкания в качке в искусственных условиях на берегу задолго до выхода корабля в море действительно оказываются малоуспешными.
Мощным средством профилактики укачивания является сон. Известно, что почти у большинства матросов и пассажиров явления укачивания проходят при засыпании.
Кроме того, опыт показывает, что моряки, подверженные укачиванию на кораблях большого тоннажа, с плавной, большого периода качкой, нередко чувствуют себя значительно лучше на кораблях малого тоннажа со стремительной, небольшого периода качкой, и наоборот.
Личная профилактика и лечение морской болезни
Необходимость в предохранительных мерах против укачивания обычно возникает в связи с предстоящим выходом в море или с появлением волнения на море во время пребывания на корабле.
Предохраняют и смягчают проявления укачивания следующие мероприятия: отвлечение (переключение) внимания от волнения на море (особенно предохраняет от укачивания физическая работа), пребывание на свежем, прохладном воздухе, размещение в средней части корабля, где качание слабее выражено, отдых на койке (в положении на спине), расположенной вдоль борта корабля, или в кресле со слегка запрокинутой назад головой. Старым способом, облегчающим общее состояние при укачивании, является наложение довольно тугой повязки на живот (бинтование живота производится снизу вверх).
Большое значение имеет режим питания. Натощак укачиваются чаще и сильнее, поэтому до выхода в море рекомендуется легкий завтрак и крепкий чай. Обильная, к тому же жирная пища может ускорить появление тошноты. Следует избегать курения и употребления алкогольных напитков.
Медикаментозное лечение морской болезни
Теоретически, исходя из патогенеза морской болезни, эффективными медикаментозными средствами против укачивания являются те из них, что понижают чувствительность нервных центров, с которыми в первую очередь связан вестибулярный аппарат. В силу этого в нашей стране и за рубежом с профилактической и лечебной целью для борьбы с укачиванием применяют лекарственные средства, действующие преимущественно на центральную нервную систему.
1. Медикаментозные средства, успокаивающие центральную нервную систему и одновременно оказывающие холинолитическое действие:
а) Скополамин бромистоводородный в дозах 0,0001-0,0005 г (высшая, разовая), суточная доза 0,0015 г.
б) Таблетки аэрона (вазано), содержащие камфарнокислый скополамин в дозе 0,0001 г и камфарнокислый гиосциамин в дозе 0,0004 г. Продолжительность действия около 10 часов. Суточная доза — не более 4 таблеток.
Порошки и таблетки, содержащие скополамин, необходимо принимать за час до выхода в море или до поездки. При волнении на море прием гиосциамина сам по себе нередко вызывает рвоту и может сопровождаться сухостью во рту и звоном в ушах.
2. Снотворные в комбинации с медикаментозными средствами, возбуждающими центральную нервную систему: мединал — диэтилбарбитурат натрия. Высшая разовая доза 1 г.
Продолжительность действия до 8 часов. При необходимости можно повторить прием этого лекарства в половинной дозе.
3. Лекарственные средства, действующие преимущественно на вегетативный отдел центральной нервной системы. К ним относятся холинолитические средства из группы атропина, в частности платифиллин виннокислый кислый, а также средства, блокирующие вегетативные узлы.
Совершенно очевидно, что выбор тех или иных лекарственных средств в целях профилактики и для лечения морской болезни в каждом конкретном случае будет зависеть не только от условий плавания (в поездки), от степени выраженности и характера проявления укачивания, от предшествовавшего состояния здоровья (анамнестические данные), но также и от функционального состояния различных физиологических систем организма.