Очерк об участии в яхтенном ралли «Don’t Panic Ocean 2015″ (формат baby ARC)
Маршрут Майорка – Картахена – Сеута – Мадейра – Ла Пальма.
17.10 – 31.11.2015
Принять участие в ралли я решила в течение нескольких часов, хотя до этого опыта длительных океанских переходов у меня не было.
Мгновенно нашлась лодка, Jeanneau SO 509 «Captain Spider» (Капитан-паук), и довольно быстро собралась команда, причем самая замечательная из всей моей капитанской жизни. Все было именно так, как будто процессом управляло Провидение.
«Я с тобой» — сказал Сергей.
«Я с тобой» — сказал Коля.
Остальные участники явились сами собой непонятно откуда.
Формат «Девушка — капитан и пять мужиков» оказался прекрасным маркетинговым ходом, хотя специально задуман не был.
Команда носила капитана на руках……
Но все-таки об всем по порядку.
Конечно, SO 509 – прекрасный круизер, но не гоночная лодка. Разгоняется медленно, тяжелая, в слабые ветра вообще не ходит. Но других вариантов не было. One way чартер предлагают только две чартерные компании, и выбор лодок весьма ограничен.
Нам влепили самый большой гандикап, за размер, видимо. При том что грот на закрутке и маленький стакселечек. Генакер предлагали, но лодка не оборудована бушпритом, да и гандикап тогда был бы еще больше. Пришлось от генакера отказаться, о чем я потом не раз пожалела.
Процесс принятия лодки был весьма комичен. Видя, что лодка абсолютно новая, я ожидала от нее всяческих подвохов. Я убеждала чартерную избавить меня от мотора для динги, обещая 100 % потерять его в волнах. Чартерная же клялась что он 100% не отвалится. «Он нам нужен на Канарах!!!» В итоге они оказались правы, мотор не отвалился. Итак, лодка принята, каждая ванта общупана и обнюхана, кусачки для резки вант затребованы, спасплот изучен. На лодке отсутствует Windex, мы вешаем флаги и веревочки на ванты. Ни о каких колдунчиках на гроте мы и не мечтаем. Есть 4 шт на стакселе – и на том спасибо. С чувством выполненного долга представители чартерной собираются домой, забыв даже взять мою подпись на передаточном акте (так мы заморочили друг другу головы), я говорю «Ребята, сдувайте тузик!». УПС! А тузик алюминиевый!
Еще 15 минут уговоров и тузик заменяется на обычный).
16.10.15. В 23:40 мы вышли из марины La Lonja, в 00:01 пересекли стартовую линию.
В ралли принята довольно странная стартовая процедура.
Стартовой линией является створ входа /выхода из марины или порта. Места для маневрирования нет, как и пространства для постановки парусов.
Кроме того, подобно ARC, правила ралли разрешают использовать двигатель. Время включения и выключения двигателя должно быть записано в судовой журнал, равно как и координаты. Время использования двигателя рассчитывается с коэффициентом 220%. Конечно, все держится на честном слове, но, во-первых, соврать не даст команда, во-вторых, идиотов нет и всем примерно понятно, за какое время каждая лодка могла преодолеть маршрут.
Я не собираюсь утомлять читателей подробным описанием маршрута и быта нашей команды. Остановлюсь лишь на самых занимательных эпизодах.
Сначала немного о команде.
Вахты были разделены на 4 + 4 (0800 – 1200, 1200-1600, 1600-2000, и т.д.), что было очень удобно и позволяло всем более-менее выспаться (когда это было возможно в условиях левитации). Некоторые члены команды отличились железной психикой и могли спать практически в любых условиях. Когда один раз ночью на пути от Мадейры до Ла Пальмы лодку швырнуло в брочинг не проснулся никто, даже капитан. «Брочинг» — подумала я, -Небось опять автопилот включили».
На пути от Майорки до Картахены раздуло до 20-25 kn, N, бакштаг, второй риф, зарифлен стаксель, холодный фронт, ливень, разошлись с water tanker, обсуждая с ним по рации кто же кому пересекает путь. Ждем завтрак.
18.10.15 16:23 – финиш, Картахена. Мы — первые, но нас пересчитывают по гандикапу и моточасам.
Как прекрасна Картахена! Рестораны! Тапасы! Супермаркет! Здание желдор вокзала!
Жаль мы не попали в морской музей, он закрылся прямо перед нашим носом.
19.10.15. 19:00 старт из марины Cartagena. 20 kn NE. Завалталь, поворот фордевинд, смена вахты. Поворот фордевинд, ждем шквал, дождались, едем, едим, спим, вахты, финиш в Almeria de Mar. Ждем остальных участников, чтобы принять у них финиш. Готовим еду.
По пути вот такую красоту встретили. Но она нас испугалась и растаяла.
Как обычно (у нас традиция) после финиша открываем бутылку шампанского. На ней надписываем название города, где состоялся финиш. Традиции команды – это все, нарушать их нельзя. Мальчики купаются голышом, я не подглядываю (сижу в кают-компании), заполняю журнал . Тут мне как раз звонит Виктор Мартышов : «Вы где финишировали?»; «В Almeria de mar»; «А финиш-то в Almerimar!». Черт!!!! Пацаны, вылезайте скорее, мы не там финишировали!!!
Вот смеху-то было!
Первоначально финиш планировался в Сеуте. Но прогноз на следующий день был штилевой и организаторы ралли решили сократить дистанцию. Название марины было сообщено устно. Пока я шла до лодки после брифинга, в мозг мне успело попасть еще несколько разных сообщений, и все что осталось от названия финиша – Almeria. Туда и пришли)).
Потеряв не меньше двух часов (мы же еще ждали чтобы принять финиш у кого-то еще и взывали к народу по рации)))), уже на моторе мы летим в Almerimar. На горизонте видим лодку Виктора. Ставим паруса, и начинается захватывающий матч-рейс до финиша в Almerimar. Отнимаю руль у вахтенного, бейдевинд, открениваем.
Соперника мы догнали и обогнали, но по моточасам в общем зачете вышли третьи. Команда Миши Косолапова наблюдала наш матч-рейс с холма в Almerimar, говорят что было очень красиво.
В итоге в Сеуту мы шли вовсе не в режиме гонки, а в режиме отдыха.
После тяжелой ночи, когда нас мотало и швыряло (WNW, 16-21 kn, рваная волна), действительно наступило штилевое утро. Спасали MOBа, валяли дурака, поели наконец как люди, фоткались на фоне скалы Гибралтар как дети. Поставили рулить самого неопытного участника нашей экспедиции и умилялись как он уворачивается от танкеров.
22.10.15 15:02. Мы в Африке. Марина Hercules Seuta. С начала старта на Майорке прошли уже 560 nm.
Вот таким закатом встретила нас Африка….
23.10.15. Вместо того, чтобы поехать в Марокко, и купить, например шампунь с аргановым маслом, и прочие полезные штуки, которыми славится Марокко, мы провели полдня в постирушках. Подготовка лодки, заправка топлива. Прогулка по городу, заза (обалденно вкусная вещь), ужин. Все.
Некоторые зарисовки из Сеуты……
24.10.15. 07:15 – шкиперский брифинг, 08:00 – старт, как обычно створ порта.
Выходим в Гибралтар.
HW – 13:33.
Выходим HW – 5, необходимо пройти пролив до высокой воды, так как потом начинается встречное течение. Длина пролива около 30 миль, рассчитывали пройти его примерно за 5 часов. В итоге пролетели почти за три, как бешеная табуретка. Под парусами, бакштагом. ESE, 15-20 kn. Как раз была вахта моя и Андрея, и мы, руля по часу, вывезли лодку в Океан.
Нужно сказать, что ралли Сеута — Мадейра планировалось организаторами как «Трамвай Мадейра», это мы поняли. На брифинге всем четко были даны указания, как идти, каким курсом и маршрутом. Очевидно, это делалось из соображений безопасности, чтобы не терять друг друга из виду и в случае чего прийти на помощь.
Вначале мы так и шли, гуськом пересекая Гибралтар. Где-то около Torre de Gracia ветер кончился. Идти дальше означало окончательно закрыть себя от ветра. Однако идея заключалась в том, чтобы подняться как можно выше, чтобы потом бейдевиндом проехаться по краю циклона. Сложно сказать, какой из вариантов был более рискованный , но мы выбрали свой путь, ближе к генералке.
Отвалившись от компании, мы вскоре потеряли всех из виду, и на AIS тоже.
Мы получали прогноз ежедневно по спутниковому телефону, и ориентировались на полученные данные. Данные не всегда оправдывались. Вскоре мы попали в штиль и были вынуждены моторить почти всю ночь. А на СЗ полыхала гроза и шел каскад холодных фронтов…..
Океан показал нам самые разные свои лица.
Встретив нас нежно и ласково, как заблудших детей, он позволил в первую ночь нам прекрасно выспаться и набраться сил.
И вот уже ближе к полудню следующего дня наконец подуло, ESE, 10 kn. Давление упало на 3 hPa за 30 минут. Волна разогналась примерно до 2 метров, океанская, длинная, с которой так приятно скатываться, как с горочки. Так мы прекрасно ехали почти сутки, пока ветер не сменился на W, и началась рваная волна (стиральная доска), то есть для нас начался тот самый мордотык.
Мы спускались правым галсом все южнее и южнее, и я уже была готова принять решение идти прямиком на Канары, не заруливая на Мадейру. Потому что по Океану надо путешествовать туда, куда идти наиболее комфортно и безопасно, а не рубясь через волны и ветер!
26.10.15. Холодный фронт прилетел к нам с NW, и мы смогли наконец взять курс на Запад, на Мадейру, землю нашу обетованную.
Сколько раз нас поливало дождем, мы даже вспоминать не будем.
Как раз близилось полнолуние и по ночам моя подружка Луна весело освещала наш путь.
Опять началась океанская волна, только уже 4-5-метровая, закрывающая горизонт.
Ветер зашел на N, 15-20 kn, и наши мечты о ресторане и душе уже показались реальностью.
27.10.15 Утром ветер начал скисать до 10-12 kn, но волна по-прежнему была длинной, пологой и высокой. Рулить стало невозможно. Мы постоянно сбивались с курса. Вот тут-то я и приняла решение включить автопилот. Так в нашей команде появился Антонио).
Надо сказать, что идти с автопилотом – это значит полностью освободить вахту. Им остается только следить за курсом, подрегулировать паруса, ну, помокнуть в случае дождя. Антонио рулит, вахтенные балдеют. Сплошная расслабуха.
Океанские рассветы и закаты — это неисчерпаемая тема. Где еще можно увидеть столько неба вокруг, и такого разного?
28.10.15. Сначала на горизонте справа появился остров Porto Santo (Святой Порт), названный в честь того, что на нем однажды спаслась команда португальских мореплавателей.
Левее – острова Desertas (Дикие).
И лишь потом мы увидели Наш Остров. Он был полностью покрыт неприветливыми темными тучами, так что было даже жутковато. Казалось, что он нас не ждет и вообще нам не рад.
Финиш был обозначен в Марине Quinta do Lorde, на восточном перешейке острова.
Шикарное, нужно сказать, место, marina & resort & hotel.
За час до подхода связавшись с мариной, мы предупредили о нашем приходе. Нас ждали и это было очень приятно. Маринеро поинтересовался, издалека ли мы, оставил пароль от wifi, показал где душ и ресторан и исчез.
За кормой осталось 1277 миль.
В ресторан мы вломились как будто не ели 100 дней.
Казалось что мальчики сейчас разнесут этот крошечный бар и растерзают бедную официантку. «Налей нам того, и этого, и вот этого тоже!». «Попробуй!» Передо мной стоят уже три рюмки – мадера, еще мадера и какой-то аперитив.
Надо сказать, что ощущения когда наконец приходишь на землю, да еще в условиях ралли, да еще первые – незабываемые. Мы были счастливы. Прекрасно отужинав, я уже не помню чем, но помню что было очень вкусно, не забывая про вино, а потом еще и дижестив, мы побрели на лодку. К тому времени начали подходить наши товарищи, слава Богу все живые, здоровые и без серьезных поломок. Матчасть цела, настроение боевое.
29.10.15. Один день на Мадейре ! Один! Что можно увидеть за один день? Оказывается можно съездить на экскурсию с русским гидом, быстренько проехаться по всем основным туристическим местам, перепробовать несколько разных сортов мадеры и пообедать в хостеле). Даже на супермаркет время осталось.
Далее начинается наверное самый захватывающий отрезок нашего путешествия.
На 24.00 назначен старт на Ла Пальму, последний участок ралли.
23:15 – шкиперский брифинг в марине. Старт как всегда – створ марины. Прогноз – не радует, сначала штиль потом холодный фронт с Севера.
Надо сказать, что организаторам ралли надо завязывать с этими стартами. Мало того, что это небезопасно, к тому же это очень неспортивно, на мой взгляд. Например, в мотоспорте принято отмерять старт через 1 мин. для каждого участника. Это делается именно из соображений безопасности, чтобы не устраивать свалку на стартовой линии.
Мы стоим ближе всех к выходу из марины и по логике выходить должны первыми.
Стоим лагом к понтону. К полуночи был отлив, вода низкая.
23:45 – в марине раздувает до 20kn, ветер для нас навальный.
23:55 – шпринги заведены, мы готовы выходить. Рация молчит (стартовая процедура отсчитывается по рации). 23:58 – рация молчит. Я хватаю ее и вижу что громкость выключена! Потому что кто-то своими ручками любит нажимать на кнопочки! «Четыре минуты до старта», — железный голос Виктора из рации. И что нам делать 4 минуты? Мы стоим под парами, шпринги на руках. Дотягиваем до двух минут, выносим нос на ветер и отходим. Черт, сейчас будет фальш-старт! Я сбавляю скорость и нос естественно сразу же сносит ветром. Лодку разворачивает и мы уже стоим носом сцепившись якорями с другой лодкой, выходившей за нами. Сдать назад они не могут, так как за ними уже выстроилась целая очередь…… Кое-как расцепившись, мы пулей вылетаем из марины кормой вперед. Решили что финишировать тоже будем кормой, не сделать ли это традицией…)
Ветер NW 20 kn, волна откуда-то сбоку, нас швыряет и мотает, бакштаг, держим курс на S.
Сначала все лодки идут в поле видимости друг друга, потом начинают постепенно теряться. Видимость – нулевая, кромешная тьма вокруг.
Слева от нас – лодка Виктора Мартышова, идет немного другим курсом.
Именно этой ночью нас швырнуло в брочинг.
Ребята поставили рулить Антонио, а он не справился!
Героически стоя свою тяжелую вахту, ребята ожидали еще порывов, зарифились по самое никуда, и слили сопернику 2,5 мили.
Обнаружив это досадное обстоятельство, нагнать такое расстояние мы уже не могли. Нам бы геную…… а у нас стакселечек, больше 7 узлов скорости при боковой волне выжать не можем.
Антонио уволен, рулим опять по очереди, по 30 минут. Дольше – тяжело.
Много кофе. Сварить его – целый подвиг, а умудриться налить в чашку и не облиться – это вообще нереально. Кофе мы варим по Колиному рецепту, с ромом и корицей. Океан океаном, а традиции нарушать нельзя!!!! И обед по расписанию! Гречка с тушенкой! Тяжело вегетарианцу было выжить в походе целые две недели, когда команда постоянно варит макароны и ест всякую гадость, вроде крабовых крахмальных палок.
«Лицом к лицу – лица не увидать
Большое видится на расстоянии
Когда кипит морская гладь –
корабль в плачевном состоянии…..»
«Но кто из нас на палубе большой
не падал, не блевал и не ругался….
Их мало — с опытной душой,
Кто твердым в качке оставался…»
К вечеру 30.10.15 нас начал догонять холодный фронт. Оборачиваться было жутко, такая туча неслась за нами.
Была как раз моя вахта, надо было сокращать расстояние и шли незарифленные.
При приближении фронта еле-еле успели зарифиться, и тут я увидела белый шквал.
По воде на меня неслась белая пена, а поверхность океана вскипела, как будто кто-то забыл выключить газовую плиту, и вот жидкость кипит, кипит, и сейчас выплеснется из кастрюли.
Анемометр показал 38 k n. Это был еще не шторм, 7 баллов по Бофорту, Near gale.
Ночь была тяжелой. Шквал пришел в 18:45 и до утра нас мотало и швыряло по полной программе. К утру начало стихать.
31.10.15. Запись в судовом журнале:
14:34. Осталось 20 миль до финиша!
Ресторан! Вино! Душ!
Земля!
*****
По итогам ралли с учетом всех пересчетов мы заняли второе место. По факту два раза приходили первыми, один раз вторыми, один раз – третьими.
После всех мытарств мы были вознаграждены прекрасным днем Круизного Яхтинга, столь любимого и почти забытого. Переход в круизном режиме на Тенерифе – 70 миль.
Вахты сделали короткие, по два часа. Да и особо не заморачивались с расписанием. Мягко светило солнце, лодочка весело подпрыгивала на небольшой волне. Реабилитировали Антонио, и он старался, как мог. Отдыхали, ели, пили, разговаривали!!! На Тенерифе мы обнаружили, что пришли в ЛЕТО. Что есть пляж и на нем можно загорать и даже купаться.
Рыбаков у нас на лодке не оказалось, да и слава Богу.
Видео-операторов — тоже , поэтому есть только фотографии.
В лог-буки я записала ребятам по 1670 миль.
Благодарю прекрасную команду настоящих мужчин и джентельменов за поддежку, участие и призовое место,
а организаторов ралли – яхтенное агентство АТЛАС и яхтенное сообщество FirstbyFirst – за идею, поддержку и организацию.
Ничего не бывает идеально, но есть к чему стремиться и что улучшать!
Мы готовы поддержать следующие безумные проекты!
Ваша,
Любовь Каминская
Sandra Sailing team
1 коментарий
Олег Мацнев
13.11.2015 at 3:35 ппВпечатлен. Жаль мало пообщались, ну, в следующий раз. Молодцы, ничего не скажешь